C 2017 по 2022 в Армению импортировали почти 4 тысячи диких животных со всего мира. Часть этих животных перепродали в другие страны. Но судьба большинства этих животных неизвестна из-за отсутствия регистрации и неполноты таможенных данных.
Министерство окружающей среды, Инспекционный орган по безопасности пищевых продуктов, а в некоторых случаях Национальная академия наук и Инспекционный орган по охране природы и недр выдают разрешения на торговлю дикими животными, но при этом не располагают полноценной информацией о ввезенных и вывезенных животных.
Таможенная служба Комитета государственных доходов, зачастую не располагает данными об импорте и экспорте животных из-за некачественного заполнения таможенных документов.
Из Южно-Африканской Республики (ЮАР) к частным компаниям России через Армению
В 2021 году из ЮАР в Армению импортировали 45 жирафов. Один из них умер при транспортировке, еще один умер уже в Армении. Судьба оставшихся 43 жирафов неизвестна.
Из Армении их должны были перепродать в разные страны — в основном в Россию. В 2021 году на 30 из них уже были оформлены сделки купли-продажи. Разрешение на перевозку 12 из них было выдано ООО “Овация”, расположенному в городе Тула, которое занимается розничной торговлей продуктов питания, в том числе мяса и мясопродуктов. Разрешение еще на 12 сделок было выдано ООО “Ялтинский зоопарк “Сказка”, а разрешения на перевозку остальных 6 жирафов получил КФХ ИП “Хачатурян Эдуард Сергеевич”, чье имя не раз упоминалось в прессе из-за сомнительных перевозок диких животных из Армении в Россию. Но сделки так и не состоялись из-за установленного еще в 2020 году Россельхознадзором РФ запрета на ввоз и перевозку восприимчивых к ящуру (острому вирусному заболеванию, передающемуся от животного к человеку) животных происхождения ЮАР.
Импорт жирафов в Армению произвела компания ООО “Фауна Зоо”. Ранее владельцы “Фауна Зоо” осуществляли такого рода сделки через компанию ООО “Зоо фауна Арт”, но в 2017 году она обанкротилась и сейчас ликвидируется. Менеджер по банкротству Самсон Гукасян сообщил, что территория, на которой зарегистрирована компания, находится под залогом и в скором времени будет выставлена на продажу. Но продажа откладывается из-за проблем, связанных со статусом земельного участка.
Как минимум четыре государственных органа дали разрешения и положительные профессиональные заключения на осуществление данной перевозки. А именно — Министерство окружающей среды, Инспекционный орган по безопасности пищевых продуктов, Национальная академия наук, а также Инспекционный орган охраны природы и недр. Однако ни один из этих органов не предоставил нам полной информации о текущем состоянии животных.
Какое отношение имеет Научный центр зоологии и гидроэкологии НАН РА к импорту жирафов?
За последние десятилетия, согласно наблюдениям Международного союза охраны природы (IUCN), популяция жирафов значительно уменьшилась. Исследования, проведенные с 1985 по 2015 год, показывают сокращение численности на 36-40%, что связано с увеличением антропогенного воздействия и уменьшением ареалов их обитания.
С 2016 года жирафы внесены в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП) со статусом VU (Уязвимые). Оценки МСОП указывают, что в мире остается около 68 293 половозрелых особей. С 2019 года жирафы также включены в Приложение II Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, что подчеркивает необходимость их постоянного контроля и охраны.
При этом Научный центр зоологии и гидроэкологии НАН РА не выразил возражений против идеи ввоза жирафов в Армению и даже предоставил Министерству окружающей среды письменное заключение по этому вопросу (без какого-либо научного обоснования).
В официальных документах указано, что целью ввоза жирафов в Армению являлись их торговля и разведение. Но, как следует из ранее приведенных документов, фактически жирафы ввозились для дальнейшей перепродажи.
Профессиональное заключение НАН не берет в основу такие важные аспекты, как воздействие смены окружающей среды и климата на животных при таких перевозках, а также о последствиях содержания этих животных в неволе и вообще о необходимости вывоза животных из дикой природы и их перемещения в Армению.
В тексте профессионального заключения больше подчеркиваются особенности и “удобства” территории ООО “Фауна Зоо”, куда в ходе сделки должны были перевезти жирафов.
Процитируем отрывок: “Фактически организацией построен зоопарк-питомник на площади 20 гектаров, который время от времени дополняется соответствующей инфраструктурой в связи с биологическими особенностями и количеством завезенных видов животных. Компания в основном занимается импортом, разведением и экспортом животных, для чего территория оборудована соответствующей инфраструктурой — клетками и вольерами. Имеется 24 вольера/комнаты для антилоп, зебр, жирафов, с автоматически закрывающимися дверями и связанными коридорами в строительных условиях”.
Жирафы и другие дикие животные, которых не видно и не слышно
С целью выяснения местоположения и условий содержания 43 привезенных жирафов, мы несколько раз попытались связаться с представителями компании “Фауна Зоо”. Но все попытки были безуспешны — на наши вопросы отказались отвечать.
Официально ООО “Фауна Зоо” зарегистрировано по адресу улица Г. Махари, 148. Именно этот адрес фигурирует в сертификатах на разрешение ввоза животных. Предположив, что привезенные из ЮАР жирафы находятся именно здесь, еще в 2022 году мы запросили информацию о наличии животных на данной территории у Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов.
Точных сведений о количестве жирафов нам не предоставили, но ответили, что по этому адресу содержатся следующие виды животных: жирафы, зебры, антилопы, домашние козы, тигры, львы, обезьяны, попугаи и псовые. Это последняя официальная информация, которой мы владеем и которая свидетельствует о наличии жирафов на территории по адресу улица Г. Махари 148, так как впоследствии на наши запросы по той же теме Инспекционный орган по безопасности пищевых продуктов и Инспекционный орган по охране природы и недр отказывались отвечать, ссылаясь на отсутствие письменного разрешения от владельца.
Наш визит к месту деятельности ООО “Фауна Зоо” в поисках животных также не дал ничего нового. Улица Г. Махари в Ереване является обычной жилой улицей, но даже местные жители не осведомлены о наличии диких животных. Они не видели, не слышали, и не ощущали присутствия диких животных. Хотя, судя по адресу, указанному в документах и разрешениях КГД, МОС и Инспекционного органа, в этом месте могут содержаться 43 жирафа, 20 зебр, 49 различных видов антилоп, а также более опасные хищники — 20 крокодилов, 20 каракалов, 20 сервалов, 20 генет, а также львы и тигры.
Что показывают официальные данные
Согласно информации, предоставленной нам из Комитета государственных доходов, в период с 2017 по 2022 в Армению из различных стран было завезено 3941 экзотическое и дикое животное разных охраняемых видов и классификаций. Из-за неполноты данных, судьба, статус, местонахождение и условия содержания большинства этих животных остаются неизвестными.
Из 3941 импортированного животного только 703 — в основном, мелкие птицы — были экспортированы. Таким образом, по официальной статистике, на территории Армении должно находиться около 3238 импортированных животных. Однако ни одно государственное учреждение, включая Министерство окружающей среды, которое является уполномоченным регистрирующим органом и выдает разрешения на ввоз животных, не располагает полными данными о местонахождении и статусе этих животных.
Некоторых завезенных животных можно увидеть на различных частных территориях в качестве объекта развлечения. Например, в доме бывшего депутата Гагика Царукяна или, же в ресторане “Чудо-парк”, который, согласно различным источникам, принадлежит водителю бывшего премьер-министра Овика Абрамяна. Да и вообще, обезьяны для многих жителей Армении стали лёгким приобретением, а неприкрытые случаи издевательств над животными часто попадают в Интернет.
Нeторговая конвенция
Основными странами-партнерами Армении по импорту являются Южно-Африканская Республика (18 видов животных) и Бенин (16 видов животных). Эти африканские страны известны своей богатой фауной, а также браконьерством и торговлей животными.
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES) классифицирует виды животных по уровню угрозы их исчезновения на три категории, распределенные по приложениям I, II и III.
В Приложении I перечислены виды, находящиеся под угрозой исчезновения, и их транспортировка разрешена лишь в исключительных случаях, при наличии лицензий от страны-экспортера и страны-импортера. Виды в Приложении II также находятся под угрозой исчезновения и должны находиться под постоянным контролем, при этом лицензия CITES выдается только страной-экспортером. Виды, включенные в Приложение III, находятся под меньшей угрозой исчезновения, их транспортировка тоже контролируется, но специальных лицензий не требуется.
В период с 2017 по 2022 год в Армению было импортировано 9 видов животных из Приложения I и 32 вида из Приложения II, все они находятся под угрозой исчезновения. Остальные виды животных были включены либо Приложение III, либо еще не включены в список Конвенции.
Зачастую цель конвенции неправильно понимается и интерпретируется. Такая ситуация и в Армении, а также в странах Африки, откуда в основном осуществляется импорт в Армению. Кандидат биологических наук, международный эксперт, участник заседаний международных конвенций ООН Мария Воронцова объясняет։ “Конвенция была создана когда выяснилось, что животных отрывают от природы и возят по всему миру, и CITES является той конвенцией, которая это регулирует и пытается как-то остановить процесс. CITES — это именно о трансграничной перевозке. Многие считают, что это торговая конвенция, но это не так. Она регулирует перевоз через границу и направлена на то, чтобы сохранять животный мир, а не стимулировать торговлю! CITES страны должны иметь свое внутренное законодательство, которое соответствует конвенции или сильнее нее. Например Австралия, где очень много видов попугаев, полностью запретила вывоз попугаев, и сделала в усиление CITES. Конвенция такого не требует, но Австралия гордится своим животным миром и считает, что нечего вывозить попугаев, потому что, как правило, они погибают”.
Другой эксперт, ветеринар-консультант EAZA (European Association of Zoos and Aquaria) Иман Мемариан сказал, что здесь еще много коррупции: “К сожалению, конвенция не проверяет условия содержания и имеет ли страна возможность содержать животное или нет? Здесь много проявлений коррупции, вплоть до получения лицензии”.
Экономически нелогичная перепродажа животных
В тех случаях, когда судьбу животных удается отследить по таможенным данным, можно увидеть сомнительные бизнес-практики. Например, В 2020 году из Бенина было импортировано 4 африканских марабу на общую таможенную стоимость 647 400 драмов, что означает, что стоимость каждой птицы составляла 168 600 драмов. В 2021 году из Ливана было импортировано еще 10 экземпляров марабу на общую таможенную стоимость 1 082 000 драмов, цена каждой птицы - около 108 260 драмов.
Семь таких птиц было экспортировано в Украину по более низкой цене - всего за 35 800 драмов за штуку и общей стоимостью 250 840 драмов. Цена продажи таким образом является намного ниже цены покупки — если исходить из цены покупки в 108 260 драмов за птицу, снижение цены составляет 70%.
Такой большой разрыв в цене может указывать не на бизнес, а скорее на благотворительность или потери. Эта сделка, скорее всего, была осуществлена компанией — ООО “Зооцентр “Ерзнкян”, так как по документам на перевозку именно оно в 2021 году получило разрешение на реэкспорт в Украину 7 африканских марабу от МОС.
Этот факт должен быть триггером для КГД для более детального и эффективного отслеживания импорта и экспорта одного и того же объекта, в данном случае - африканских марабу, так как с экономической точки зрения это нелогично может свидетельствовать о попытке уклонения от уплаты таможенных пошлин.
Кто в итоге ответственен?
Историй о торговле дикими животными, подобных изложенным в этом материале, множество. Но зачастую все они остаются без ответа на вопрос о местоположении и состоянии животных.
Предполагается, что ответ на этот вопрос должны дать регулирующие и контролирующие органы. Конвенция CITES устанавливает общие правила и стандарты для перевозки диких животных по всему миру. Но ответственными за ее реализацию являются соответствующие органы в каждой отдельной стране, подписавшей конвенцию. В Армении координирующим органом власти является Министерство окружающей среды, а научным ответственным органом является Национальная академия наук.
По сути, CITES подразумевает, что разрешения на ввоз или вывоз животных должны выдаваться только при острой необходимости, а не в целях торговли и бизнеса. Однако МОС, похоже, трактует конвенцию CITES как торговую и выдает лицензии на импорт и экспорт диких животных, находящихся под защитой.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо пересмотреть политику государства в отношении регулирования торговли дикими животными.
Автор: Мариам Ташчян
Визуализации и инфографики: Бибинур Болотканова
Ментор: Катя Мамян
Материал создан в рамках программы LAMPA Accelerator при поддержке "Школы данных".
comment.count (0)